Контакты:Адрес: Россия, Курганская область, Далматовский район, село Уральцевское, улица Советская, дом 2 Директор школы Петренко Елена Витальевна Телефон: (835252) 2-41-33 E-mail: uralec_sh90@mail.ru |
МКОУ " Уральцевская средняя общеобразовательная школа" |
|
Урок русского языка в 9 классе, учитель Петренко Е.В. Урок литературы в 3-ем классе, учитель Халидулина В.П
Изучение изобразительных возможностей языка на примере произведений Т.Н. Лепихиной на уроках русского языка
Петренко Е.В., МКОУ «Уральцевская СОШ»
«Нет магии сильнее, чем магия слов», - писал А.Франс. На уроках русского языка мы учим детей грамотно пользоваться средствами языка, знакомим с языковыми нормами, вырабатываем умение использовать различные средства выразительности в собственной речи. Авторы учебников русского языка используют в качестве текстов упражнений произведения великих русских писателей и поэтов. Конечно, это А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и многие др. Предлагаю в качестве исследуемого материала использовать творчество Т.Н. Лепихиной: её стихи, сказки, рассказы. Так, на уроке русского языка в 9 классе при изучении темы «Сложноподчиненное предложение» мы обобщили и систематизировали знания по данной теме. На уроке решались следующие задачи: - обучающие: повторить ключевые понятия по теме «Сложноподчиненное предложение» -развивающие: развить умения различать виды придаточных предложений; изучить экспрессивное использование СПП в художественном тексте, в поэзии Т.Н. Лепихиной -воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, поэзии Урок начинаю со слов Т. Н. Лепихиной: «Полюбите себя. Просто за то, что вы есть на свете, за то, что вы можете видеть вокруг себя красоту, за то, что можете любить себя. Находите искорки красоты в окружающих вас предметах и людях; улыбнитесь тому, кто идет навстречу. Пусть улыбка, как эстафета, переходит от одного к другому. Улыбнитесь! Всего вам доброго!» Обращаю внимание учащихся на то, сколько в стихах Татьяны Николаевны доброты, гуманизма, чистоты. Вспоминаем биографию Т. Лепихиной. Что больше всего запомнилось вам, поразило вас? Ответ должен представлять собой СПП, учащиеся назвают придаточное, определяют его вид. Примеры СПП:
Сегодня, говорю я, мы постараемся на уроке русского языка ещё раз обратиться к творчеству нашей поэтессы. «Как сердцу высказать себя?» Как передать радость и боль, тоску и восторг, горе и счастье, раздумья и мимолетный бег мысли? Изучая русский язык, мы много раз убеждались, какие безграничные возможности для выражения наших мыслей и чувств дает он. Попробуем увидеть возможности СПП, их экспрессивную роль в художественном тексте. Производим синтаксический разбор сложных предложений, составляем схемы. 1. Люблю предпраздничные дни, Когда надеждой дышит утро. [=], (когда = −) 2. О жизнь, ты поступаешь мудро, Когда предчувствием манишь. [ О, − = ] , ( когда =) 3. Уйдешь, прохладу унося, А мне там век стоять, Чтоб ты о тени у ручья Друзьям не мог солгать.
[=,− . − . −], а[ = ], (чтоб − =)
Пробуем провести эксперимент: как будет звучать высказывание Лепихиной без придаточных. Без придаточных предложений главная мысль высказывания становится непонятной. Убеждаемся, что СПП могут играть экспрессивную роль, они являются одним из средств, выражающих авторское «я», что СПП вместе с другими средствами языка помогают художнику более точно, полно, эмоционально выразить чувства, мысли, его сердце. Богатый материал из стихов Т.Н. Лепихиной можно использовать и при изучении сложносочиненного и бессоюзного предложений. Примеры бессоюзных предложений: Отпустила милого – не привяжешь заново. У песни было два крыла – слова с мелодией сливались, И наши души вслед за ней в полет над миром поднимались. Синтаксис текста художественного произведения, как и отбор лексики, подчинен авторскому замыслу, индивидуален и выразителен как в своей простоте, так и в витиеватости. Возможно использование всех видов стилистических фигур. Вот какая таблица использования стилистических фигур в стихах Т.Н. Лепихиной у нас получилась:
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
Исследуя словесные средства изобразительности, находим в стихах различные тропы, которые активизируют внимание читателя, заставляют его сопереживать. Метафора всегда субъективна, неожиданна. Метафора, сравнение, олицетворение: Ах, какие подарки у осени! Вот нам золото под ноги бросила, Обрядила рябины кораллами, а калину рубинами алыми. Ах, какие подарки у осени – Гладиолусы шпагами острыми, Астры светятся звездами яркими, А деревья вдоль улиц боярами. ( это стихотворение мне не хочется делить на фразы, словосочетания: так оно едино, цельно как по форме, так и по содержанию) Читая эти строки, думаешь: « Я ведь тоже это чувствовала, знала, но почему-то не могла так точно выразить свои ощущения» Сравнения: собираю бусинки, словно слезы колкие Как детства солнечного зайчик, цвел одуванчик во дворе. Как капельки солнца в зеленых ладошках цветут одуванчики возле забора Обращаю внимание на использование разговорного стиля в поэтической речи: Стихотворение «Гроза»: дождь «лупил» по окнам, сердце «ёкало» Стихотворение «Дорога»: звеняще «ойкнула» капель В стихах Т.Н. Лепихиной много воспитывающего начала. В сказке «Снежинка» читаем: «Хорошо, что есть тот, кто дарит свет». Обращаю внимание на глубокий смысл этих слов: давайте будем дарить друг другу свет, любовь, добро. А значит, будем любить свой язык, свою родину, людей, которые делали и делают нашу жизнь лучше.
|
|